Как предает корреспондент The Moscow Post, коллектив легендарной киностудии "Ленфильм" выступил в поддержку генерального директора киностудии Эдуарда Пичугина.

Напомним, ранее Союз кинематографистов России под руководством знаменитого режиссёра, Никиты Михалкова, ведущего авторскую программу "Бесогон" на телевидении, направили Президенту Владимиру Путину обращение с предложением исключить Пичугина из организации.

Руководители киностудии, да и рядовые сотрудники были немало удивлены этим демаршем - они заподозрили организацию в корыстных мотивах. Совершенно неясной остаётся причина, по которой это предлагается сделать: вся мотивировка ограничивается расплывчатой фразой "не справился в возложенными на него обязанностями".

Здесь действительно впору заподозрить корыстные мотивы: Никита Михалков не раз показывал себя не с самой лучшей стороны, когда дело касалось вопросов собственности и финансов.

"Репино" отдать нельзя оставить

Это про то, что аналитики сходятся во мнении, будто реальной причиной демарша против Пичугина мог стать конфликт вокруг Дома творчества кинематографистов "Репино", расположенного в элитном пригороде Петербурга.

Конфликт этот имеет давние корни, и текущие финансовые проблемы "Ленфильма" для него, скорее всего, являются лишь фоном. Известно, что финансовое положение студии сейчас плачевно: студия с трудом пытается вернуть 1,5 млрд рублей субсидий, выданных в своё время "ВТБ" для обновления студии.

Обновить - обновили, но вернуть деньги до конца пока не получилось. На этом основании сообщалось, будто Минкульт отказывается выдавать "Ленфильму" новые кредиты на производство фильмов уже на обновлённой базе.

Эдуард Пичугин – жертва борьбы за Дом творчества "Репино"?

Однако злые языки шепчут, что здесь постарался Никита Михалков: якобы, он хочет окончательно "утопить" студию, чтобы передать Дом творчества "Репино" из Петербургского союза кинематографистов федеральной организации. А это - пять гектаров земли, каждая сотка которой стоит не менее 15 тыс. евро. Жирный кусок.

Это значит, что из-за недостатка поддержки Минкульта от "Ленфильма" один за одним "уплывают" крупные проекты. Говорят, в одном из последних, но не названных, мог бы сыграть Олег Басилашвили. Такое впечатление, что студию буквально "топят".

Удивление вызвает и то, что на стороне Михалкова явно выступает действующий председатель Союза кинематографистов Петербурга Сергей Снежкин.

Долгое время он работал бок о бок с Пичугиным, поддерживая его решения. Был в составе совета директоров "Ленфильма", а теперь оказался в числе недовольных его работой? Очень странно. А не хочет ли он разделить эту ответственность с Пичугиным?

Говорят, Дом творчества "Репино" просто напросто хотят продать задорого, ведь он со всех сторон окружён элитной недвижимостью. Якобы, еще с первой половины десятых годов рядом с ним хотят возвести конный клуб, а дорогущая земля под Домом творчества очень бы пригодилась местным толстосумам в осуществлении этого замысла.

Удивительно, но факт: возможная передача Дома творчества "Репино" обсуждалась на том же собрании Союза кинематографистов России, на котором было принято решение направить Президенту обращение с предложением исключить Пичугина из организации.

Тут уж прямо торчат уши некоего заговора под предводительством Михалкова. А кого, если не его? Такие решения без его вящего одобрения не принимаются - это понимают абсолютно все.

И если бы это всё было в первый раз. Но нет - попытки "отжать" землю в пригороде Петербурга (явно для её последующей продажи) продолжаются уже более 10 лет. Еще в начале 2000-х глава Союза кинематографистов Петербурга выиграл суд у Михалкова, который уже тогда настаивал, что Дом творчества должен отойти к правопреемнику СК СССР.

Дом творчества кинематографистов "Репино" не в самом лучшем состоянии, но земля под ним стоит миллионы

В те года от передачи имущества Дома культуры отказывался тогдашний глава Петербургского Союза Дмитрий Месхиев. Хотя ему предлагали, и не раз. Интересно, что именно после очередного отказа он вскоре покинул свой пост, а пришедший ему на смену Сергей Снежкин, которого называют "засланным казачком" Михалкова, обвинил его в банкросттве организации.

Далее уже в 2017 году федеральный Союз обратился в Арбитражный суд с претензией на Дом творчества, и вновь остался не у дел. Какой настырный всё-таки может быть Никита Сергеевич.

Теперь он, судя по всему, решил убрать ключевого человека, вставляющего палки в колёса этой голубой мечте - Пичугина, да еще и получил поддержку Снежкина?

Кинотеатры оптом и в розницу

Конечно, удивляться этому было бы наивно. Стоит вспомнить недавнюю историю с культовым кинотеатром "Соловей" в Москве. Говорили, что в своё время Никита Михалков очень немало потрудился для его последующей продажи частным структурам. Именно Союз кинематографистов под предводительством Михалкова продал свои акции этого здания за 6 млн долларов.

А в ноябре текущего года, когда стало известно, что новые собственники собрались его сносить и строить на его месте гостиничный комплекс, Михалков вдруг "одумался" и предложил мэрии выкупить здание. Правда, собственники якобы запросили цену уже в 6 млрд рублей. То есть примерно 93 млн долларов.

Какая замечательная многоходовка! И если здание "Соловья" всё же будет выкуплено (за это выступают многие любители кино, представители кинематографа, общественные организации), то неизбежно возникнет вопрос - а сколько из этих 93 млн долларов осядет в карманах самого Никиты Сергеевича? Такое "кино" нам точно не нужно.

С "Соловьем" у Михалкова получилось, получится и с "Репино"?

Еще одна мутная история, связанная с собственностью в пользовании кинематографистов, произошла год назад. Она связана с Домом кино в Петербурге, где расположен еще один культовый кинотеатр "Родина".

Говорят, Михалков давно положил глаз и на этот актив. В частности, его влиянию приписывают выселение Петербургского союза кинематографистов из Дома кино, которые они арендовали на безвозмездной основе у Смольного.

Тогда Смольный выиграл в Арбитражном суде дело о выселении оттуда местных кинематографистов. А на самих киношников, итак испытывающих в Петербурге серьёзные финансовые проблемы, наложили 3,8 млн рублей штрафа.

Тем более, что только в 2017 году было прекращено дело о банкротсве Петербургского СК - его удалось избежать. Впрочем, надо сказать, что именно СК России тогда помог петербургской организации рассчитаться с долгами.

Правда, злые языки говорят, что сделано это было именно с тем прицелом, что дорогостоящее имущество киношников Северной столицы (включая, вероятно, и Дом творчества "Репино") перейдёт в собственность федеральной организации. Не вышло.

Неужели Никита Сергеевич таким образом мстит Пичугину, да и всем, кто его поддерживает, за несбывшиеся ожидания? Тогда ничего удивительного, что он может продавливать исключение Пичугина из Союза. Ведь стопроцентную гарантию передачи "Репино" это ему не даст. Но вот подсобить может изрядно.

При том что сам федеральный Союз не бедствует от слова "совсем". Имущество, которым он владеет, в разное время оценивалось в 130-150 млн долларов. Сейчас, вероятно, эта цифра перевалила уже за 200 млн долларов. Вот только подход к менеджменту этих богатств весьма творческий.

Еще в 2006 году в высшем руководстве организации разгорелся скандал, когда всплыли факты продажи и сдачи в аренду недвижимости по нерыночным ценам. А еще выяснилось, что в организации много лет толком не утверждался бюджет, из-за чего крупные суммы иногда растворялись в воздухе. Об этом писала "Новая Газета".

Или всё-таки не в воздухе, а в карманах топ-менеджеров организации? И, в частности, самого Никиты Сергеевича Михалкова, который возглавляет её аж с 1998 года - вот уже более 20 лет? И когда же о наконец "наестся"?

Сейчас судьба главы Ленфильма Эдуарда Пичугина еще не решена. Очень многое будет зависеть от реакции Президента и того давления, которое смогут оказать на "исключателей" общественники и вообще все неравнодушные к нашему кино люди. Впрочем, какое там творчество, когда речь идёт о таких огромных деньгах?