Известный отельер, владелец Azimut Hotels Александр Клячин продал ООО "Карат инвестиции" (владеет заводом по производству плавленых сыров) Александру Вознесенскому. О том, как могут быть связаны Клячин и Вознесенский и какую службу последний может сослужить первому – в материале корреспондента The Sankt-Peterburg Post.
Балтзаводу такой спец не нужен
Вознесенский – бывший председатель совета директоров Объединённой судостроительной корпорации, погрязшей в долгах и отданной несколько недель назад под управление ВТБ и Андрея Костина с целью "оздоровления". Одно время предприниматель возглавлял "Балтийский завод – судостроение". Именно при нём с треском был провален проект строительства атомных ледоколов проекта 22220 специально для освоения арктического шельфа.
Вознесенский в дальнейшем судился с изданием, освещавшим те события, уповая на закон о защите деловой репутации. Какие именно фразы из материала под названием "Ледокол дошёл до следствия" его беспокоили, не указано.
Однако установлено, суд признал несоответствующими действительности фразы из этой статьи о том, что при строительстве ледокола серии 22220 которым занимался "Балтийский завод-судостроение" закупался металл в Польше, через структуру, которая якобы вообще не должна была быть допущена к торгам. И якобы ледокол начали обклеивать листами металла, не прошедшего должную сертификацию.
На Таран с Вознесенским
Почти сразу после ухода из ОСК, Вознесенского взяли на позицию гендиректора ГК "Севкабель" – завода-производителя кабельной продукции. Завод изначально принадлежал Геннадию Макарову, который отдал его за долги банку "Санкт-Петербург". В этот период и пришёл Вознесенский. Спустя три года "Севкабель" отошёл известному самарскому бизнесмену Николаю Тарану, заявившему о намерении построить новый кабельный завод.
Фактически с его приходом начались неоднозначные схемы кредитования структур кабельной империи предпринимателя. "Севкабель" заключил договоры поручительства за кредитные обязательства "Росската" (компания Тарана) перед Сбербанком и банком "Траст" на 5,5 миллиарда рублей. Вероятно, после покупки "Севкабеля" была совершена переоценка его акций, и под новую стоимость актива получена сумма, кратно превышающая первоначальную цену. На это можно смотреть и как на ошибочную стратегию, и как на мнимую сделку. Об этом писала "Фонтанка".
В итоге "Росскат" перешел под контроль "Траста", а Николай Таран вошел в арбитражные процессы, связанные с претензиями к нему налоговых органов. Завод остался без площадок, начались массовые увольнения и распродажа его имущества. В июне этого года Таран стал подозреваемым по делу о выводе денег из "АвтоВАЗбанка".
"Близнец" Клячина и роль Мантурова
Вознесенский так или иначе понимал, что ещё в 2017 году он уже, видимо, понимал, что заводу, как говорят в народе, "крышка" и инициировал создание на его территории креативного пространства "Севкабель Порт". В 2021 году на ПМЭФ "Азимут" г-на Клячина в партнёрстве с "Севкабелем" подписала с правительством Санкт-Петербурга контракт на создание в здании Морского вокзала, расположенного в непосредственной близости от "Севкабель Порта" отеля. Тогда-то и могли познакомиться два деятеля.
Николай Таран. Фото: https://www.ruscable.ru/news/2021/04/20/_Bank__Trast__zatreboval_113_mlrd_rub_s_Nikolaya_T/
Многие активы Клячина сейчас находятся под арестом в связи с делом "Рус-Ойла", бенефициаром которой отельер мог быть в период, когда совершалось уклонение от уплаты НДПИ и НДС структурами, входящими в эту фирму. И, возможно, он лишь передал "Карат" доверенному лицу.
Могли вышеназванные господа познакомиться и раньше. Клячину приписывают славу рейдера, а фамилия Вознесенского мелькала в 2006 году в материале Ura.ru https://ura.news/news/14570 о нападках со стороны ФГУП "Завод им. В.Я.Климова" (где Вознесенский на тот момент занимал должность зама директора) на "Электромашиностроительный завод "Лепсе".
"УралБизнесКонсалтинг" описывал происходившее так: "рейдерская атака, аналогичная той, что осенью прошлого года испытал УЗГА, этим летом повторилась в другом регионе России. Через скупку акций у миноритарных акционеров ОАО "ОПК "Оборонпром" завладело контрольным пакетом ОАО "Электромашиностроительный завод "Лепсе" в Кировской области. При этом, по сообщению региональных СМИ, так же как и в случае с УЗГА, ОПК действовал не напрямую, а поручил скупку акций ИК ОАО "РусРегионБизнес", которое осуществляло сделки через местную региональную финансовую компанию "Ажио"".
На тот момент главой "Оборонпрома" был министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
На "Лепсе" тогда должно было пройти внеочередное собрание акционеров, где основным вопросом стало досрочное прекращение полномочий директора, должность которого с 1997 года занимал Геннадий Мамаев. На его место как раз и претендовал Александр Вознесенский. Похоже, на тот момент человек Мантурова.
В то же время разворачивался скандал и вокруг вышеупомянутого ОАО "Уральский завод гражданской авиации". В сентябре-октябре 2006 года началась агрессивная скупка акций завода, которую проводила некая компания ОАО "РусРегионБизнес". Она же действовала и в "Лепсе".
Денис Мантуров. Фото: Олег Яковлев/РБК
Параллельно в региональных СМИ развернулась агрессивная пиар-кампания с целью дискредитировать менеджмент и дезорганизовать работу предприятия. Но, так как заказчики завода не выражали неудовольствия его работой, эта тема заглохла. Тогда ФГУП "Завод им. В.Я.Климова", который в то время владел авторским правами на ряд изделий авиационной техники, ремонт которых производился уральским предприятием, внезапно резко изменил свое отношение к уральскому партнеру, обвинив его в многочисленных нарушениях при ремонте двигателей. Об этом писал "УралБизнесКонсалтинг".
Возможно, действия подчинённого Вознесенскому предприятия были направлены на помощь положившему на "УЗГА" глаз государственному "Оборонпрому" в получении предприятия. Руководство "Оборонпрома" тогда не скрывало интереса к вертолётному заводу, и оно его в итоге получило.
Сам Вознесенский, если верить напечатанному интервью на страницах "российского судостроительного портала", на вопрос о славе рейдера ответил, что "Эти слухи основаны на передергивании понятий. Я в 2005-2009 годах занимался вопросами приобретения ряда двигателестроительных предприятий в интересах корпорации "Оборонпром". Но это была абсолютно законная деятельность. Термин "рейдер" ко мне неприменим".
Тогда вопрос – почему же так рьяно оспаривавший статью про ледоколы товарищ не стал идти в суд с изданиями, посмевшими его так назвать?
Оружие, бизнес и Марат Хуснуллин
Конечно, когда за спиной Денис Мантуров, можно многое списать со счетов. Кстати, ходят ничем неподтвержденные слухи, что якобы Вознесенский был дважды судим за наличие нарезного оружия (винтовки) – в 2008 году в Москве и в 2011 – в Краснодарском крае. Было это или нет, мы не знаем. В любом случае эти сведения нуждаются в проверке.
Марат Хуснуллин. Фото: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-marat-husnullin.html
Кстати, в возможные покровители Вознесенского можно записать и зампреда Правительства Марата Хуснуллина. Дело в том, что ещё недавно у Вознесенского была компания "Агат", доля в которой сейчас перешла ЗПИФ "Маяк-Капитал" под управлением УК "Солид-Менеджмент". Нити от неё ведут к "Татнефти", которую на рынке связывают с Хуснуллиным.
"Агат", кстати, получила за время своего существования около двух десятков госконтрактов, большая часть которых с АО "ОДК-Климов". Правопредшественником этой организации является уже известный нам ФГУП "Завод им. В. Я. Климова".
Фото: Руспрофайл
Слабо верится, что то, что Вознесенский возглавлял эту компанию и то, что его фирма получала от её последователя контракты – лишь совпадение. Так что, если следователям внимательно "покопать", возможно, и здесь обнаружатся злоупотребления.