Питерский миллиардер Игорь Водопьянов пытается оспорить сделку по продаже обанкротившегося Завода имени Калинина. Последние годы предприятие принадлежало Ростеху.

Продажа имущественного комплекса обанкротившегося Завода имени Калинина в Санкт-Петербурге на электронных торгах ростовскому предпринимателю Игорю Орлову за 300 миллионов стала поводом для судебного разбирательства. Компания "Энергоснаб-Красные Зори", связанная с УК "Теорема" миллиардера Игоря Водопьянова, пытается в арбитраже оспорить сделку.

Подробности – в материале корреспондента The Sankt-Peterburg Post.

Завод имени Калинина, основанный в XIX веке как отделение патронного завода, в последние годы входил в государственную корпорацию "Техмаш" холдинга "Ростех" под руководством Сергея Чемезова, производя взрывчатые вещества.

При нем производство было переведено в Ленобласть. Часть зданий на Васильевском острове в Питере продали под гипермаркет. Но и стоимость оставшегося участка эксперты оценивали в 350-400 миллионов. Они предполагали, что участок весьма привлекателен для строительства, которым, кстати, и занимается Водопьянов.

Было заявлено о грядущей модернизации завода, но в итоге в 2020 году завод обанкротился, в реестр его кредиторов включены требования на общую сумму 1,2 млрд рублей, из которых более миллиарда - долги перед структурами "Ростеха" по внутренним займам и внутригрупповым договорам. ООО "РТ-Капитал" требовал 575 млн рублей, а вторым по величине кредитором было АО "НПК "Технологии машиностроения" ("Техмаш") с требованием 473 млн рублей.

При этом иск о банкротстве подала компания "РАМЭК-ВС", которой завод задолжал всего-то три с половиной миллиона. При этом "РАМЭК-ВС" – компания не бедная, у нее миллиардные заказы от Минобороны страны. Наверняка "РАМЭК-ВС" просто хотел истребовать свой долг, а в итоге "понабежали" "ростеховские" компании и получилось то, что получилось.

Некоторое время назад в "Ростехе" планировали заключить мировое соглашение с остальными кредиторами. Видимо, договориться об этом сторонам процесса не удалось. Или не захотели?

В 2018 году ОАО "Головной проектный НИИ–5" (ГПНИИ–5), подконтрольное "Ростеху", ликвидировали. Ему не удалось вписаться в новую структуру госкорпорации. Игорю Водопьянову тогда принадлежал бизнес-центр "Акватория", в котором располагался институт. Возможно, Водопьянов тогда и познакомился с Чемезовым?

Интересный момент, что у однофамильца Игоря Водопьянова – Андрея Водопьянова - с "Ростехом" было много общего. Так, в прошлом году Челябинский тракторный завод "Уралтрак" был обанкрочен. "Ростех" за два года до этого приобрел 97,5 процентов его акций и, казалось бы что наоборот, с таким серьезным владельцем проблем у завода быть не должно.

Однако именно при Чемезове завод фактически лишился гражданского производства, перестал платить за газ и свет, и параллельно попал в фискальные разбирательства. Производственные мощности "Уралтрака" передали созданной в 2022 году компании "Челябинский тракторный завод", которая принадлежит Андрею Водопьянову.

"Ростех" и Чемезов не впервые передавали стратегические активы в частные руки. Так, например, 75% концерна Калашников оказались в руках у бывшего замминистра транспорта Алана Лушникова.

Близким к Сергею Чемезову человеком раньше называли банкира Виктора Григорьева - якобы через подконтрольный ему НК Банк он выводил средства в интересах людей имеющих отношение к главе Ростеха. А где он мог брать деньги? Теоретически, в стратегических оборонных предприятиях.

Построить нельзя разрушить

Между тем Игорь Водопьянов умудряется раз за разом попадать в нехорошие истории. Так, в 2019 году он разрушил Александровские ворота Охтинских пороховых заводов – памятник архитектуры, который он обязан был не только сохранять, но и реставрировать – экономный миллиардер получил ворота в рамках проекта "Аренда за рубль".

Свои действия Водопьянов объяснил нежеланием "терять года два" на согласование документации на реставрацию.

Кроме того, он говорил, что "памятник демонтировался сам".

В прошлом году бизнесмен попытался начать процедуру согласования сноса памятника архитектуры Полюстровскую трамвайную подстанцию. Здание, построенное в 1914-1915 годах, а в 2018-м признанное памятником архитектуры, мешало разбить газон — рядом располагаются жилые корпуса ООО "Жилой комплекс "Полюстрово" - компании, входящей в структуру принадлежащей олигарху управляющей компании "Теорема".

В этом же году имя Водопьянова фигурировало в другом скандале — при строительстве элитных дач в Петергофе незаконно засыпали пруд. Бизнесмен тогда назвал пруд "болотцем, которое стекло в дренажную канаву". Площадь "болотца" при этом составляло 770 квадратных метров.

Уголовное дело из-за этого пруда все же возбудили, но Водопьянов в "болотце" не увяз и ответственности избежал.

Пять миллионов за молчание

Однако не все в жизни Водопьянова было всегда гладко. В День святого Валентина в том же 2018 году управление питерского Следкома провело серию обысков на подконтрольных Водопьянову территориях и изъяло бухгалтерию главной его компании "Теорема". Самого предпринимателя тогда задержали, подозревая в причастности к истории с пятимиллионной взятки налоговому инспектору.

Следствие предполагало, что налоговый инспектор Сергей Романчук в 2017 году выявил в ходе обычной проверки, что крупный молочный завод "Нева Милк" занизил выручку на 49 млн рублей. Инспектор распереживался от такого открытия и предложил руководителям завода за десять процентов от этой суммы снизить заводу размер пеней и штрафов, назначаемых в таких случаях. Он попросил перевести денежки на счет компании "Стройтрест", подконтрольной Водопьянову. Деньги поступили на счет фирмы, а затем были обналичены.

Но, видимо, и со следователями Водопьянов договорился решить вопрос мирно: через несколько часов его отпустили в статусе свидетеля. Не зря ж его состояние оценивают в десять миллиардов – за такую сумму можно найти общий язык с кем угодно!

"Государство - это большой трактор. Он едет. Надеюсь, что переедет только ногу, а не всего целиком, - заявил на следующий день журналистам Водопьянов. - Наша компания никому взяток не давала и никаких инспекторов не подкупала. Претензий к правоохранительным органам не имею".

Впрочем, неизвестно, один-единственный это случай или все-таки нет – не зря ж налоговик знал, куда переводить деньги.

При этом возможно, что неприятности Водопьянова с главой Питера Александром Бегловым.

"Мы Водопьянова вытащили из долговой ямы. А он оказался не совсем ответственным человеком, абсолютно ненадёжным партнёром. Надо дальше с ним разбираться, потому что прощать такие вещи нельзя — когда кидают людей и загребают деньги", - публично чихвостил Беглов Водопьянова.

Впрочем, Водопьянов эти обвинения отрицал.

Мой друг Саддам Хусейн

Нельзя доказать и то, что Водопьянов занимается преднамеренным банкротством, хотя со стороны все выглядит именно так. Одна из аффилированных с ним фирм называется "Пластполимер-Т". Это правопреемник ОАО "Пластполимер". Около 13 лет назад делец выкупил у него земельный участок на Охте, который планировал застроить. Однако отчего-то он пока так и не занялся этим. Вероятно, не смог договориться с властями?

А в 2019 году завод "Пластполимер" подал иск о банкротстве, поскольку задолжал 42 миллиона рублей. При этом, как говорится, ничто не предвещало беды — у завода много крупных заказчиков. Среди них, в частности, Газпром, "Лукойл", "СибурХолдинг" и "Сургутнефтегаз".

Лично на бизнесмена записано одиннадцать организаций, три из которых ликвидированы. При этом Водопьянов даже не скрывает, что активов у него гораздо больше. Большинством компаний он владеет совместно со своим партнером Кириллом Шишковым, с которым сотрудничает с 90-х годов.

Кроме того, часть его активов контролируется офшорами. Например, в ликвидированном нынче ООО "Новый квартал" доля принадлежала "Аккуамакс инвестментс корп.", зарегистрированной на Маршалловых островах. На этот же офшор записана еще одна связанная с Водопьяновым через руководителя "Теоремы" Бориса Жукова фирма — ООО "Турбо-Центр"

Связанное с Водопьяновым ООО "Бизнес-парк "Полюстрово" контролируется кипрской "Уиндамед инвестментс ЛТД", которой также принадлежит ООО "Обухов-Центр", ООО "Жилой комплекс "Полюстрово" и ООО "Новые кварталы Петергофа". А "Теорема Телеком" и "Теорема сервис" и вовсе записаны на третьих лиц.

При этом есть у Водопьянова и один весьма любопытный актив – православный приход в Санкт-Петербурге. Что ж, у каждого свои интересы.

Забавно, что дружит Водопьянов не только с Кипром и Маршалловыми островами: поговаривали, что он водил дружбу с Саддамом Хусейном, к которому даже ездил на день рождения. Именно после этого у Водопьянова начались финансовые успехи. Но где сейчас Саддам Хусейн – известно всем, а Водопьянов продолжает держаться на коне.

Почему бизнесмен подал иск об оспаривании торгов "Завода им Калина"?

Напомним, что завод банкротиться по иску АО "РАМЭК-ВС". Это организация контролировалась ее топ-менеджером Андреем Бельтовым, структурами Ростеха и ОСК. Андрей Бельтов был осужден в 2015 году за мошенничество в ту пору когда возглавлял ФГУП "ЦНИИ ЭИСУ". Сел Бельтов за аферы с госконтрактами оборонного значения. Причем во ФГУП он пришел с подачи тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова.

Это сейчас Сердюков работает в Ростехе, ив отношениях с Сергеем Чемезовым у него все безоблачно. А в пору, когда первый возглавлял оборонное ведомство у них были, мягко говоря, напряженные отношения.

Иск от "Рамэка", как мы уже писали, был не очень большой. Иными словами, можно предположить, что интересы сводились к тому, что бы продать ценный участок земли в центре города.

Вначале статьи мы говорили, что изначально торги на эту землю выиграл бизнесмен Игорь Орлов.

Как писали СМИ, Игорь Орлов ранее был гендиректором ЗАО "РО "Ростовтурист" (управляла гостиницей), руководил ЗАО "Курорт Усть-Качка" в Пермском крае, был совладельцем, а сейчас является председателем совета директоров ОАО "Санаторий Ишимский" (Тюменская область). Также Игорь Орлов ранее был совладельцем ООО "Грузовой порт" в Пермском крае.

Меду тем официальным бенефициаром вышеназванных предприятий называли скандального бизнесмена Валерия Гараева. Того самого который довел курорт "Усть-Качка" "до ручки". В начале нулевых он совместно с компанией "Дата-Юнион" осуществлял захват пермских санаториев. Под него лег в свое время и Пермский грузовой порт.

Понятно, что победа Орлова, а значит Гараева никак не входила в планы Чемезова и КО. Именно поэтому госкорпорация привлекла все свои ресурсы для сохранения контроля над участком.

Водопьянов понадобился в этой истории не только для прикрытия. Скорее всего, именно он должен был стать одним из бенефициаров сделки по продаже лакомого куска земли, как это было, в истории с "Уралтраком".

Любопытно, что Водопьянов умудряется еще шутить по этому поводу, что "иллюзий по поводу перспективности иска не питает.

И правильно, зачем питать иллюзии, когда за тобой такая огромная машина как Ростех.